Публикации в прессе

20 января 2013
Символ возрождения затопленной Мологи

В Покровском монастыре нерукотворно обновляются и мироточат иконы.

В 1914 году на территории Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 1025 православных монастырей. Сегодня их число превышает 700. Многие обители находятся в прекрасном состоянии: сияя крестами на восстановленных храмах и одухотворяя нашу жизнь молитвами многочисленных насельников, они являют собой настоящие острова спасения.

Но еще немало таких монастырей, которые совсем недавно начали восстанавливаться из руин, где послушание несут несколько насельников, а то и вовсе один-два.

Нередко эти духовные центры возрождаются трудами и молитвами самоотверженных русских женщин - монахинь, которые по благословению священноначалия и по воле Божией возлагают на себя неподъемные, по представлению мирских людей, труды. Изо дня в день, часто незаметно для мира, не обращая внимания на окружающие их трудности, не ожидая легких путей, они делают свое дело, уповая на помощь Божию и Божией Матери. И что самое удивительное, их вера в Бога, любовь к людям, их энтузиазм и забвение мирских радостей приносят удивительные плоды, разрешают порой неразрешимые задачи. Люди тянутся к неугасимым огонькам их веры, сами зажигаются этим огнем, и совместными усилиями, всем миром, восстанавливается Святая Русь, без которой Россия никогда не станет снова великой страной.

В глубинке Ярославской области, в районном центре Некоуз, неподалеку от бывшего городка Молога, затопленного в 1940-е годы водами Рыбинского водохранилища, затерялась небольшая православная обитель - в честь Покрова Божией Матери. Сегодня она восстанавливается из небытия, и процесс этого восстановления нельзя назвать легким и стремительным. Мы побеседовали с настоятельницей монастыря игуменьей Феодоритой о непростой истории обители и сути монашеской жизни.

- Матушка Феодорита, как складывалась история вашего монастыря? Как он появился на свет и что делает в последние годы?

- История создания нашего монастыря во многом очень трепетная. Восходит она к 1883 году. Владелица имения в селе Быково Мологского уезда Ярославской губернии, потомственная дворянка, вдова Елизавета Ермолинская изъявила желание в своей усадьбе устроить женскую общину. Супруги Ермолинские и ранее были людьми богобоязненными и оказывали многочисленные пожертвования на храмы Божии, а после смерти мужа, Терентия Григорьевича, Елизавета Федотовна решила пожертвовать все свое имение Русской Православной Церкви - с целью создания в усадьбе женской монашеской общины с возможным открытием в будущем на базе помещичьего хозяйства женского монастыря. Толчком к такому решению явилось не отраженное в документах, но сохранное в народном предании знамение в виде взметнувшегося в небо белого столпа над усадьбой Ермолинских. Его Елизавета Федотовна увидела при возвращении с заутрени из церкви, где она в этот день особенно истово молила Божию Матерь вразумить ее на правильное решение, как распорядиться своим имением. Когда карета Елизаветы Федотовны выехала на прямую дорогу в сторону сельца Быково, кучер вдруг восхищенно произнес: «Вот это сто-о-олп!» Глянула барыня и увидела, что там, где находится ее усадьба, взметнулся в небо белый столп. «Уж не пожар ли?» - тревожно сказала она. «Да нет. От пожара зарево бывает и сполохи», - сказал кучер. «А это, матушка барыня, знамение Богородицы, - проговорила ее прислужница Дуня.

- Я слышала, как вы умоляли Божию Матерь вразумить вас в принятии правильного решения». «Да, я спрашивала, не уйти ли мне в монастырь, но причем здесь этот столп?» - «А при том, что Богородица подсказывает вам устроить монастырь прямо в своей усадьбе». - «Монастырь... в усадьбе? А разве так устраиваются монастыри?»

Вот такой диалог сохранился в народном предании, рассказывающем о создании Мологской Покровской обители. Это событие стало причиной размышлений Елизаветы Федотовны на весь день, которые и ночью не оставили ее в покое. Усомнившись в своих способностях, она решила на следующий день ехать в Спасское, чтобы местный священник развеял ее сомнения, а при одобрении благословил и научил, как правильно составить прошение архиерею. Священник Димитрий Лавров одобрил ее намерение и помог правильно написать прошение в адрес Высокопреосвященного Ионафана. В результате 25 декабря 1885 года Святейшим Синодом была утверждена Покровская община.

В 1892 году она была преобразована в Мологский Покровский женский монастырь, который располагался на землях Мологского уезда. В 1893 году под Покровом Божией Матери совершали свой иноческий подвиг 93 насельницы, а в день закрытия монастыря в 1919 году - 200 насельниц.

- Как сложилась судьба Мологского Покровского монастыря в послереволюционные годы?

- В 1927 году, после закрытия монастыря, на его территории разместили сельскохозяйственное училище, а также мастерские. В домовом храме преподобного Сергия Радонежского устроили клуб. В главном монастырском храме Покрова Пресвятой Богородицы полностью снесли алтарь и разместили тракторную мастерскую. Из монастырского кладбища сделали стадион.

В 1941 году водами Рыбинского водохранилища оказалось затоплено 4550 квадратных километров пахотных земель, снесено 770 сел и деревень, сам город Молога, 80 храмов и три монастыря: Кирилло-Афанасьевский женский монастырь, Югская Дорофеева пустынь (мужской монастырь) и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. К слову, в Кирилло-Афанасьевском женском монастыре вырос и воспитывался будущий старец архимандрит Павел (Груздев), который спустя годы служил в селе Верхне-Никульское, находящемся неподалеку от нашей обители.

Наш Покровский монастырь - по милости и Промыслу Божию - в зону затопления не попал. Он оказался единственным в этих местах хранителем прошлого и сейчас возрождается из руин и забвения. В 1996 году монастырские земли и все, что осталось от построек обители, было возвращено Русской Православной Церкви. На основании постановления Священного Синода от 21 марта 2011 года нашему монастырю было возвращено его прошлое название - Мологский Покровский женский монастырь, хотя самого города Молога сегодня уже нет на карте области. И в настоящее время наш монастырь - единственный в округе на 75 километров, а монастырский храм - на 15 километров. И хотя мы находимся в глубинке, вдали от районных городов и сел, но к нам все-таки приезжают православные люди из окрестных городов и деревень.

- Матушка, какие святыни находятся в вашей обители?

- На территории монастыря два храма: каменный однопрестольный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1889 году и ныне полуразрушенный, и домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенный в келейном корпусе, который первоначально был освящен в 1895 году, а после недавнего восстановления - в 2008-м.

Наши сестры выполняют все послушания, среди них много стареньких, но они трудятся не покладая рук, чтобы восстановить обитель из разрухи. У нас есть икона Божией Матери, написанная на доске уже в нашем веке, которая замироточила 11 сентября 2009 года, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В нашем монастыре имеются немногочисленные святыни: 20 частиц мощей святых угодников Божиих, Казанская икона Божией Матери, писанная на латуни, которая в настоящее время нерукотворно обновляется и трижды мироточила. Также у нас есть икона Божией Матери, написанная на доске уже в нашем веке, которая замироточила 11 сентября 2009 года, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Мироточение иконы продолжалось в течение месяца, после чего в монастырь была возвращена икона с таким же сюжетом, написанная сестрами нашей обители еще в 1898 году.

- Матушка, как вам удается справляться со всеми трудностями, находить средства на восстановление монастыря? Ведь большинство его построек находится в плачевном состоянии...

- Да, надо сказать, что с этими проблемами не все гладко. Наш монастырь, которому всего 127 лет, мало кому известен, поэтому мы не имеем состоятельных попечителей. Средства собираем, как можем. Вот уже несколько лет подряд я специально приезжаю на православную выставку-ярмарку в Нижнем Новгороде, которая проводится там три раза в год. Приезжаю, конечно же, с надеждой на помощь сердобольных людей, которые жертвуют на нужды монастыря, заказывают у нас поминовения. Все те средства, которые мы там собираем, идут на возрождение нашего монастыря. Ведь главный монастырский храм в честь Покрова Божией Матери находится в очень плачевном состоянии, в его здании когда-то было тракторное училище, так что восстанавливать его мы будем очень долго.Колокольня тоже сильно разрушена. Корпус для насельниц был в ужасающем состоянии, но в последние годы удалось его восстановить, мы сделали ремонт в кельях, где сегодня проживают насельницы. И, слава Богу, уже восстановлен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского, и нам есть где молиться. Наши сестры выполняют все послушания, среди них много стареньких, но они трудятся не покладая рук, чтобы восстановить обитель из разрухи.

К нам приезжают помолиться и поработать паломники, в основном из Ярославской губернии, солдаты из местных воинских частей бывают у нас, помогают дрова рубить, территорию очистить от мусора, а мы, в свою очередь, их окормляем духовно.

- Матушка Феодорита, а как вы лично пришли к Богу? Как стали монахиней?

- Я родилась в верующей семье в Краснодарском крае. Хотя родители не имели возможности проявлять свою веру открыто, что было нормой жизни в Советском Союзе, но нам, детям, они свою веру передали. Бабушка моя была очень благочестивым человеком, она даже умерла в Пасху Христову, причастившись перед этим на праздничной церковной службе. Как сейчас помню, мы сидели за праздничным столом, трапезничали, и она вдруг говорит: «За мной ангелы пришли» - и умерла. Вот такая у нее была необыкновенная смерть.

Я сама, окончив институт, со временем перебралась в Рязань, работала на секретном производстве в военной промышленности, занималась микросхемами. В 1985 году - после того как мне довелось представлять наш институт на Международной технической выставке - мне, как специалисту, предложили работу в Москве.

В конце 90-х я ощутила острое стремление посвятить свою жизнь Богу. В монашество я пришла 14 лет назад по зову сердца. Покровский монастырь в Ярославской епархии - это вторая обитель, над восстановлением которой я тружусь. Первая обитель была в Рязанской области, тоже Покровская,куда я вернулась из Москвы. Когда я была там на послушании, то получила очень серьезную травму - поскользнулась и сломала шейный позвонок, так что мне пришлось долго лечиться. Впоследствии два года я была насельницей в Толгском монастыре. После того как мое здоровье пришло в норму, меня в 2004 году, по благословению известного старца архимандрита Кирилла (Павлова), направили восстанавливать Мологский Покровский монастырь. С тех пор я в нем и подвизаюсь.

Помню, как в третий день по приезде я начала заниматься уборкой келейного корпуса и нашла кусок черного металла размером около двух метров. Стала его рассматривать и поняла, что это икона. Начала мыть ее крещенской водой, а через неделю на ней проступил лик Богородицы, оказалось, что это Казанский образ. Через месяц проявился и лик Младенца Спасителя. Икона сама, без реставрации, стала просветляться и обновляться.Теперь перед этим образом горит неугасимая лампада, ежедневно сестры читают акафисты. Я верю, что Матерь Божия распростерла Свой Покров над нашей обителью.

- У вас за плечами большой опыт монашеской жизни. Как вы считаете, что главное в служении Богу? Каким должен быть монах?

- Мне хотелось бы вспомнить слова знаменитого старца, преподобного Макария Оптинского, о сути монашества: «Главное дело монахов есть молитва неустанная: о Церкви, Отечестве, живых и мертвых. Монашество - великая Божия Тайна и для тех, кто дерзает в эту Святую Тайну и приобщиться к истинному духу. Господь хранит их на все времена. Послушание есть основа всей монашеской жизни, то, что нас направляет на путь совершенства». Думаю, что каждый, кто посвящает свою жизнь Богу, отзывается всем сердцем на Его призыв и уже не думает о себе.Но точно так же отзывались когда-то апостолы на призыв Иисуса Христа следовать за ним, служить Ему и нести в мир свет Его Евангелия.

Я начала заниматься уборкой келейного корпуса и нашла кусок черного металла размером около двух метров. Стала рассматривать его и поняла, что это икона. Начала мыть ее крещенской водой, а через неделю на ней проступил лик Богородицы, оказалось, что это Казанский образ. Через месяц проявился и лик Младенца Спасителя. Икона сама, без реставрации,стала просветляться и обновляться. Теперь перед этим образом горит неугасимая лампада, ежедневно сестры читают акафисты.

Легких путей и времен никогда не бывает - жизнь всегда ставит перед человеком серьезные задачи. А если обратиться к недавней истории нашей Русской Церкви, то мы не можем не преклониться перед подвигом многочисленных новомучеников и исповедников Христовых, которые ради своей веры, ради любви к Господу отдавали все - комфорт, благополучие, свободу, а часто и жизнь. При этом многие из них умирали в страданиях и болезнях. Но утешение от Господа всегда бывает сильнее жизненных бед и печалей, тем более, что мы знаем об их кратковременности - по сравнению с вечной жизнью.

Нам, жителям сегодняшней России, досталось от предков разрушенное духовное наследство. И именно нам необходимо восстановить поруганные святыни - храмы и монастыри. Очень нелегко восстанавливать утраченное! Храмы и монастыри есть достояние народа, поэтому мы обращаемся всем нашим собором к народу: дорогие братья и сестры, кому не безразлично свое будущее и будущее своих детей,будьте милостивы, внесите свою посильную лепту в благое дело возрождения нашего монастыря!

Будем надеяться, что с Божией помощью Мологский Покровский женский монастырь станет символом возрождения затопленной Мологи, а значит, и Святой Руси. Мы всегда рады принять у себя паломников и трудников, которые от чистого сердца хотят помолиться и потрудиться во Славу Божию. А для тех, кто по щедрости душевной пожелает оказать какую-либо финансовую помощь, сообщаем наш почтовый адрес:

152730, Ярославская область, Некоузский район, село Быково.
Мологский Покровский женский монастырь, игумении Феодорите (Марковой А.И.).
Телефон: 8-915-973-84-16.

Беседовала Ольга ВИХРОВА.
Фото предоставлено монастырем.

Газета "Святые иконы и молитвы" №2 (117) январь 2013 г.

Вернуться назад