Встреча со старцами. Воспоминания

Встреча со старцами. Воспоминания

Эти записи по своему качеству и составу не претендуют именоваться трудом или описанием моей жизни, а посвящаются светлой памяти старцев, старицы, истинных монахов, священников нашего времени.

Я благодарна Господу за те кратковременные встречи с ними, которые определили мой жизненный путь - монашество.
Старцы учили нас, что, избирая монашество, избираешь путь скорбей, лишений, гонений.

Несмотря на трудности избранного пути, счастливей монашеской жизни нет на свете, монашеская жизнь радостная - это радость постоянно быть с Богом.
9 февраля 2021 г. В день моего рождения после Божественной Литургии – праздник перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста - мне подарили книгу «У пяти старцев».

1. Протоиерей Николай (Гурьянов)
2. Схиархимандрит Феофан (Даньков)
3. Схиигумен Иероним (Верендякин)
4. Архимандрит Кирилл (Павлов)
5. Архимандрит Адриан (Кирсаков)
6. Встреча с иеродиаконом Аввакумом и старицей схимонахиней Феодосией
По милости Божией, Господь даровал мне встречи, беседы с ними, духовное окормление.
Встречи с вышеназванными старцами

1. Первая встреча с о. Николаем

Встреча с о. Николаем. О нём я много слышала в продолжение многих лет, корила себя, что не решалась съездить, повидаться с ним и решить проблемы, главные вопросы жизни – в чём смысл её, как спастись.

Портрет Батюшки Николая Гурьянова (24.05.1909 — 24.08.2002).
Последние заветные слова Батюшки: «Не теряйте Пасхальную радость! Христос воскресе!»


До встречи с о. Николаем у меня была встреча в 1994 году со старцем иеродиаконом Аввакумом (Краснодарский край) и со старицей схимонахиней Феодосией (Рязанская обл.) – встречи, которые очень изменили мою жизнь.

Первая моя встреча с о. Николаем произошла в конце 1994 года. В ходе разговора с друзьями встал вопрос о немедленной поездке к старцу Николаю с их братом, который был очень болен физически и духовно, роптал на Господа. Соглашался ехать к нему только ради интереса.

Была холодная и дождливая погода. Мы долго ходили по острову, молясь Господу о даровании нам встречи с о. Николаем. Наконец, появилась рыбацкая лодка. Добрые рыбаки согласились взять нас с собой и доставить на остров Залит.

Сойдя на берег, мы увидели много людей – паломников, которые двинулись быстро в сторону храма, а затем в сторону маленького домика. У калитки дома стояло множество людей, мы тоже там встали.
Каждый из нас думал: «Навряд ли мы встретимся с батюшкой». Я помолилась и положилась на волю Божию. Вдруг калитка открылась, мы вошли в маленький дворик. Неожиданно вышел о. Николай и вдруг сразу подходит к брату моих друзей, ради которого мы и приехали, слегка ударяет его своей рукой по щеке и говорит: «Да хранит тебя Господь». Благословил нас, помазал маслом. От неожиданности мы просто онемели, увидев его ласковый взор, обращённый к нам. Несмотря на то, что моя личная беседа с батюшкой не состоялась, возвращаясь домой, мы с радостью делились впечатлениями о состоявшейся встрече со старцем и о необыкновенном ощущении после помазания маслом и его благословения: «Помоги вам Господь». Встреча со старцем укрепила нас, немощных. Благодаря этой встрече мы узнали главное – в чём смысл жизни нашей. Почему Господь посылает нам болезни, скорби. Главное наше спасение – покаяние и причащение. Батюшка говорил: «За всё благодарите Господа. За обидчика молитесь». Последняя моя встреча с батюшкой состоялась в августе 2002 года. Я ехала к нему на остров Залит за молитвенной поддержкой уже будучи монахиней. А на острове скорбь и печаль - батюшка почил…

На могиле о. Николая Гурьянова. 24 августа 2002 г.


Встреча состоялась на кладбище во время похорон нашего дорогого батюшки (старца), молитвами которого спасаемся мы и наша Святая Русь.


2. Встреча со схиигуменом Феофаном

Встреча со схиигуменом Феофаном в 1994 году. Встретилась я с батюшкой в метро - он собирал пожертвования с церковной кружкой, - куда и я ежедневно утром отправлялась на работу с 7 до 8 утра, а затем ходила по вагонам с церковной кружкой, собирая пожертвования на возрождение храмов в глубинке. По благословению своего духовника я создала группу из трёх человек, ходила к предпринимателям, писала прошения на возрождение храмов и монастырей в глубинке. Шили мы и облачения священнические, и облачения для алтаря и храма. В то время от Патриархии выдавали документ-благословение на сбор пожертвований. И вот в первые дни, как появился батюшка в метро, его тут же арестовала милиция. Я пошла в милицию за ним. А поскольку меня там знали, так как я у них уже предварительно побывала, батюшку отпустили.

Отец Феофан пригласил меня посетить монастырь. Я с радостью согласилась, но обстоятельства так сложились, что посещение на долгое время было отложено. И вот через довольно длительное время, по милости Божией, я уже встречаюсь с архимандритом Феофаном на целебном молебне, где он лечит людей копием.

В церкви, где должен проходить молебен, стояло много людей в тесноте, все после долгого пути, думая о своих скорбях и болезнях, с нетерпением ждали батюшку, смотря на входную дверь. И вдруг в храм входит архимандрит Феофан с портфелем в руках. Масса людей расступилась, давая ему проход. Когда всё было подготовлено к службе, отец Феофан достал из своего портфеля копие, обратился к нам, произнёс краткую, но очень важную проповедь: «Следить за своим здоровьем, особенно духовном, данным нам Господом». Сказал о грехах наших, о покаянии и причастии Тела и Крови Спасителя. Несколько раз повторил: «Не держать зло. Всё, что нам посылает Господь - во исцеление и вразумление». Затем было прочитано Правило общей исповеди. И начался молебен. По очереди все подходили к батюшке и получали уколье копием. При этом батюшка всё время молился.

После пережитого состояния все присутствующие и я подошли к аналою, целовали крест и Евангелие, затем с радостью подходили на помазание елеем и окропление крещенской водой.

Взяв у о. Феофана благословение, я уехала с чувством благодарности Господу за оказанную мне милость. Встреча с батюшкой помогла мне пересмотреть всю свою жизнь. Последний раз я встретилась с отцом Феофаном в 2001 году, будучи уже монахиней. Я приехала к батюшке после серьёзных физических и духовных травм. Он принял меня не в приёмный день – что дало возможность поговорить с ним.

Милостью Божией мне была предоставлена келья, в монастыре я пробыла несколько дней в молитве и покаянии. Стало радостно и легко на душе после общения с отцом Феофаном. Страх и беспокойство, которые были перед встречей с ним, прошли. Его простота, приветливость и доступность радуют сердце. После пережитых мною серьёзных физических и духовных травм его любовь, мудрость, простота, приветливость, доступность, главное, духовность укрепили меня, оказали большое влияние на мою монашескую жизнь.

Взяв благословение у батюшки, уже уезжая, получила от него духовное вразумление: «Всё, что посылает нам Господь, надо принимать с радостью, не помнить зла. За всё благодарить Господа».
Невозможно передать и выразить ту радость и благодарность, испытанные мною после общения с отцом Феофаном. «Слава Богу за всё»!


3. Встреча со схиигуменом Иеронимом

Первая встреча со схиигуменом Иеронимом состоялась в 1994 году. О старце Иерониме я уже знала и много раз пыталась съездить к нему. Однако поездка к нему в Санаксарский монастырь откладывалась по разным причинам. Наконец, по промыслу Божиему, в 1995 году сбылась моя давняя мечта благодаря моим друзьям, которые неоднократно ездили к батюшке на его молебны. После молебна батюшка окропил всех присутствующих на молебне святой водой и помазал всех по очереди освященным маслом с молитвою.

Бегу за батюшкой Иеронимом. Санаксарский мужской монастырь, май 1995 г.

Одни подходили на помазание с радостью, другие с криком. После помазания освящённым маслом я стояла в стороне, у входа, ожидая, когда батюшка освободится, чтобы взять у него благословение. Батюшка, выходя из храма, взял меня за руку и быстро пошёл, я поспешила за ним, догнала его уже у его кельи. Батюшка остановился, и я, подойдя к нему, попросила благословения. Внимательно посмотрев на меня, батюшка меня благословил. Я была смущена до слёз его благословением, быстро отошла, чтобы сохранить в памяти встречу с ним.

Вторая встреча состоялась в конце 1998 года. Я приехала в Санаксарский монастырь с надеждой, что встречусь со старцем. Подойдя к его келье, стала ждать, когда выйдет его келейник, наконец, вышел келейник, и я попросила его узнать у о. Иеронима о возможности моей встречи с ним. Батюшка вышел, подошёл ко мне, улыбаясь. Я взяла у него благословение, растерялась и забыла, зачем к нему приехала. Главный вопрос моей жизни – принятие монашества, на которое было благословение уже несколько лет. Старец стал сразу говорить о монашестве, о монашеской жизни, покаянии, о строительстве храмов и монастырей. А я как раз этим и занималась.

Всё, о чём говорил в эту встречу батюшка, было не случайным. Значит, по Божией воле произошла эта встреча. Господь открыл ему мой дальнейший жизненный путь. Батюшка очень тонко отвечал на все мои вопросы, с которыми я к нему приехала, но от растерянности не произносила их вслух.

7 июня 1999 года я была пострижена в мантию, согласно благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Симона Архиепископа Рязанского и Кассимовского, с наречением имени Феодорита в честь святителя Феодорита Архиепископа Рязанского и Муромского. 12 октября 1999 года была назначена старшей сестрой Покровского женского монастыря г. Михайлова Рязанской области.

4. Встреча с архимандритом Кириллом (Павловым)

О старце Кирилле я узнала в 1994 году, когда первый раз посетила Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, о том, что это очень почитаемый и любимый старец.

В 1998 году я приехала к нему в Переделкино с главным моим жизненным вопросом – принимать мне постриг в монашество или нет? По благословению архиепископа Рязанского и Кассимовского Симона у меня уже была пошита монашеская одежда, но я не давала согласия на постриг. Приехав в Переделкино, я увидела у ворот много людей, монахов, священников, ожидающих встречи с батюшкой. Изредка открывалась сбоку дверь, пропуская то одного, то другого. Народу всё прибавлялось. У двери стояла группа монахинь, которые с радостными лицами молились. Я подошла к ним и стала вместе с ними молиться. Не имея уже надежды попасть к батюшке, я положилась на Божию волю. Неожиданно открылась дверь, их пропустили, и по милости Божией, я прошла вместе с ними. Познакомившись с монахинями в ожидании встречи с батюшкой, я узнала, что они его духовные чада. Вдруг вышла келейница батюшки, я попросила её узнать, примет ли меня он. Через какое-то время она вновь вышла, сказав мне: «Батюшка Вас ждёт». И я пошла за ней. Зайдя к батюшке, я сразу, чтобы не задерживать ожидающих, взяла у него благословение и сказала ему, что приехала за советом, принимать мне монашество или нет, что, по благословению Владыки Симона, с 1996 года пошита уже монашеская одежда. К моему удивлению, батюшка благословил меня на принятие монашества. 7 июня 1999 года я была пострижена в мантию. В сентябре 1999 года, по благословению владыки Симона, я вновь посетила батюшку в Переделкино, узнать, есть ли воля Божия назначить меня старшей сестрой в возрождающийся Покровский женский монастырь г. Михайлов. Старец Кирилл благословил меня. 12 октября 1999 года я была назначена старшей сестрой. В 2000 году, получив очень серьёзную травму, я была освобождена по состоянию здоровья от этой должности. В 2000 году, по благословению батюшки я поехала в Грецию. Спрашиваю у него: «Сколько мне там быть»? А он отвечает: «Как сердце подскажет». Жила я в Русском доме в городе Афины, который создан Еленой Романовой. Каждый день со мной занималась греческим языком девяностолетняя русская княгиня. Затем мне предложили оформить постоянную визу и выбрать монастырь, в котором я могу остаться. И вдруг на это предложение я сразу ответила: «Без России я не могу». Вернулась в свой родной дом – Россию. С 2002 по 2004 гг. находилась на послушании в Толгском монастыре.

В 2004 году, по благословению архиепископа Кирилла, я была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря. И в 2011 году, по его же благословению, - игуменией монастыря. Каждая встреча с батюшкой приносила радость и утешение. Он учил все скорби переносить терпеливо, с верою и надеждою, как милость Божию. И за всё благодарить Господа. «Слава Богу за всё, и за скорбь и за радость».

5. Встреча с архимандритом Адрианом (Кирсановым)

Встреча с архимандритом Адрианом (Кирсановым) в Псково-Печерском монастыре. Первое посещение монастыря состоялось в 1994 году. Как паломницу меня поразило величие и сказочный вид монастыря. Необыкновенная красота церквей, монастырских корпусов, ангельское пение на богослужении, удивительная красота цветущих роз. Было такое ощущение, что я в Раю. Второе посещение монастыря состоялось в 1995 году. Приехали мы втроем с желанием помолиться и потрудиться в течение месяца, если будет на то благословение. Благословение было получено. Моё послушание - сбор ягод, работа в трапезной. Нас, трёх сестёр, поместили в строящемся деревянном храме, расположенном за тысячелетним дубом, который находится за Успенским и Покровским храмами. В этом же 1995 году храм был освящён в честь преподобных отцов Псково-Печерских.

Проходя послушание в трапезной, я увидела, как сердечно угощали трудников и паломников. Сервировка стола была на высшем уровне, порядок, чистота, внимание, простота. Потом узнала, что такой порядок в монастыре сохраняется со времён наместника отца Алипия. Несмотря на усталость и ежедневные ранние подъёмы, постоянные службы, я с радостью посещала молебны и богослужения. Меня поразила в монастыре не только внешняя красота, здесь я увидела и ощутила настоящую монашескую жизнь. Господь Бог за труды и молитвы монахов сохранил монастырь. Уже 600 лет в монастыре непрестанно идёт молитва за Русь Святую.

Подошло время моего отъезда. Проводы были очень тёплые. Приглашали приезжать ещё по возможности. Следующий мой приезд в монастырь состоялся в 1998 году. Я приехала с друзьями (муж, жена) в монастырь с желанием встретиться со старцем Иоанном Крестьянкиным. Батюшки в монастыре не оказалось, нам монахи предложили встретиться с архимандритом Нафанаилом. Мы долго его искали, наконец, увидели идущего навстречу нам монаха в старом подряснике. Подойдя к нему я спросила: «Как нам найти архимандрита Нафанаила»? Он отвечает: «Это я». От неожиданности я потеряла дар речи. Батюшка внимательно и строго посмотрел на меня. Спросил: «Зачем ты приехала»? А я стою и молчу. Вдруг батюшка предложил нам пойти к нему и попить чаю. Друзья мои пошли за ним, а я стою на месте в молчании и растерянности. Вдруг батюшка поворачивается ко мне и спрашивает: «А ты, что стоишь»? Я говорю: «Как же я могу пойти к Вам, архимандриту, пить чай»? А он мне отвечает: «Как я с будущей игуменьей не попью чай»? Я пошла за ним, не придав значения сказанным словам. Меня поразило другое – при его занятости вдруг такое внимание и любовь к людям, совершенно незнакомым - пришли к нему и не знают, что спросить. Хотя у меня был главный вопрос, с которым я ехала в монастырь: «Принимать мне монашество или нет»? Я считала, что монашество – это особое призвание, к которому я не готова. И поэтому не давала на это согласие. Совершенно не помню, как я шла за отцом Нафанаилом, как шла обратно. В эту короткую встречу батюшка говорил о монашестве, о долге монашеском, о покаянии, терпении, смирении. В дверь постучали, вошёл монах, и я с батюшкой срочно простилась, получив у него благословение на дорогу.

Только теперь я понимаю, проходя свой путь монашеский, что Господь Бог отцу Нафанаилу за его любовь к людям, к православию открывал жизненный путь людей, которые к нему обращались, но также не случайно, а по промыслу Божиему.

Следующий мой приезд в монастырь был в 2000 году, я приехала к старцу Адриану. Поднявшись на второй этаж, увидела много людей, стоявших у двери кельи старца. Я была последняя. Когда подошла моя очередь, я шагнула к двери. Дверь открылась, вышла келейница батюшки и сказала, что батюшка устал и принимать больше не будет. С грустью и огорчением я отошла от двери старца и стала молиться Господу, прося Его даровать мне встречу с батюшкой. И вдруг чудным промыслом Божиим открывается дверь и выходит батюшка, берет меня за руку и вводит в свою келью. От неожиданности я потеряла дар речи. Придя в себя, взяв у батюшки благословение, сказала ему, что накануне была у старца Кирилла. Батюшка прервал меня и, строго глядя, сказал: «Сделать так, как благословил отец Кирилл». Отец Адриан очень серьёзно отвечал на мои мысленные вопросы, которые я ему не задавала, и в молчании слушала его. Батюшка в этот миг говорил о самом важном – что в монашеской жизни главное терпение, смирение, послушание, о Иисусовой молитве, о том, что надо чаще исповедоваться и причащаться, что во всём необходимо быть осторожным, не каждому доверять, с рассуждением проверять, кому доверять. Будучи доверчивой, я претерпела много скорбей. И батюшка как бы между прочим предупредил меня, что все отношения с людьми надо анализировать. На прощание он сказал, что у меня будет много скорбей. «Крест свой неси до конца. С Креста не сходят, с него снимают. Чаще исповедоваться и причащаться. Во всём поступать по воле Божией, и Господь по вере твоей будет помогать тебе». Получив на прощание благословение, выйдя в коридор, встала в стороне, приводя в порядок свои мысли, прочитав полушёпотом благодарственную молитву, сделав поклон в сторону батюшкиной кельи.

Утром, отстояв Божественную Литургию и поблагодарив Господа Бога, Который даровал мне встречу со старцем, я покинула монастырь.


6. Встреча с иеродиаконом Аввакумом и старицей схимонахиней Феодосией

Очень хочется рассказать о встречах со старцем иеродиаконом Аввакумом (Краснодарский край, Апшеронский район, станция Куринская) и старицей схимонахиней Феодосией (Рязанская область, г. Скопин, поселок Октябрьский). Встреча с ними была гораздо раньше, чем с вышеназванными мною старцами.

В 1993 году в г. Москве при выходе из метро ко мне подошёл священник и спросил, как пройти на Афонское подворье, - я как раз шла туда на Божественную Литургию. Встреча оказалась не случайной, всё по воле Божией. В этот день Господь даровал мне духовного отца протоиерея Валентина (Сазонова), в настоящее время - архимандрит Иоанн из Казахстана. Батюшка попросил меня поселить на время в моей квартире, по благословению старца Наума, переселенцев из Казахстана в Рязанскую область и Краснодарский край.

В моей московской квартире площадью 50 м2 в 1994 году поселилось более 20 человек, под руководством игумена Гавриила, которые со временем обосновались в Александро-Невском посёлке Рязанской области.

Игумен Гавриил как-то мне предложил: «Поедем к старице Рязанской». Знакомство со старицей схимонахиней Феодосией состоялось в этом же году, когда матушка была ещё Натальюшкой. Как только я зашла в келью к матушке, она мне говорит: «Давно я тебя ждала». От неожиданности и удивления я спросила: «Матушка, как это вы давно меня ждали»? А она мне отвечает: «Это ты будешь матушкой». Я растерялась и спрашиваю: «Что Вы хотите этим сказать»? Она говорит: «Матушкой, матушкой будешь».

В 1993 году я, также по благословению игумена Гавриила, поехала на встречу со старцем Аввакумом, который был 25 лет в затворе, жил в лесу в землянке в 17 км от станция Куринская. Он принял меня первой после выхода его из затвора. При первой встрече старец Аввакум вручает мне большой и малый деревянные кресты. Взяв эти кресты, с удивлением у него спрашиваю: «А для чего два креста?». Старец мне отвечает: «Придёт время, узнаешь, для чего».

В 1999 году я приняла монашеский постриг, и именно эти два креста были мне вручены при постриге. Вместе с параманом на постригаемого возлагается крест (малый) в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа и в знамение последования Ему в несении своего креста, то есть терпении всех случающихся скорбей и страданий.

Наконец, монашествующему вручаются чётки, при постриге называемые мечом духовным, и крест большой, как символ веры и напоминание слов Господа: «Иже хощет по Мне ити да отвергается себе и возьмёт крест свой и последует Ми» (Мф 16,24).

В 1995 году архиепископ Рязанский и Кассимовский Симон (Новиков) освящал домовый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Александро-Невском посёлке, где уже жили переселенцы из Казахстана. Меня на освящении не было. Староста этого храма сказала владыке: «Есть такая Алла Ивановна, которая помогала в возрождении этого храма и имения Скобелева». Владыко просил передать, чтобы я к нему приехала. Когда я приехала к нему, владыко долго со мной беседовал, назначил меня экономом. Я взяла у него благословение, при выходе от него вдруг владыко останавливает меня со словами: «Шей одежду монашескую». От неожиданности я растерялась, но послушание выполнила и несколько лет не давала согласия на постриг. В 1996 году я еду паломницей на теплоходе в Иерусалим. На теплоходе всю ночь молилась Царице Небесной, чтобы она через святые мощи, которые утром привезут с Афона, открыла мне волю Божию – принимать мне монашество или нет. Привезли мощи святых, образовалась большая очередь, чтобы приложиться к ним. Я стояла в стороне и молилась Царице Небесной. Вдруг от святых мощей отходит иеромонах и вручает мне цветные чётки и иконку Пресвятая Богородица Игуменья горы Афонской. После возвращения из Иерусалима я еду к старцу Аввакуму, который сразу при встрече говорит мне (хотя я ему ещё и слова не сказала): «Просила у Царицы Небесной, ответ – монашество».

В 1999 году в начале июня поехала к матушке Феодосии. «Матушка, - обращаюсь к ней, - благословите монашескую одежду, которую я сшила несколько лет назад по благословению владыки Симона, отдать в монастырь». А она благословляет меня сшить одежду и повесить. Я так и сделала. А через несколько дней владыко Симон приглашает меня на канонизацию Рязанских святителей – Милетия, Гавриила, Михаила и Феодорита. В храме во время службы подходит ко мне владыко и, стукнув крестом по голове, говорит: «Завтра постриг». А ещё спрашивает: «Ты чьё имя хочешь при постриге иметь»? Я ему ответила: «Милетия». «Будем тянуть жребий», - сказал владыко. Почему я сказала Милетия? Я много о нём читала, он занимался сектами. По благословению моего духовного отца, я организовала группу из трёх человек, сама я ходила с церковной кружкой, сбирая пожертвования на возрождение храмов и монастырей, находившихся в глубинке. Шили хоругви, облачения и многое другое. До пострига у меня очень болела рука правая, с трудом делала крестное знамение. Когда понесли раку с мощами, я дотронулась до неё, и у меня сразу прошла боль в руке. Я спросила, чьи это мощи? Мне сказали: «Святителя Феодорита». Подойдя к его иконе, я начала молиться, и у меня пошли помыслы: «Ты будешь носить моё имя, ты будешь игуменья Феодорита». После службы еду в Москву за монашеской одеждой. 7 июня 1999 года я была пострижена в мантию. Согласно благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Симона Архиепископа Рязанского и Кассимовского, - с наречением имени в честь святителя Феодорита, Архиепископа Рязанского и Муромского, память которого отмечается 10/23 июня - день памяти всех Рязанских святых.

По благословению старца Аввакума, в станции Куринская была написана икона святителя Феодорита. Икона Царицы Небесной Игуменьи Горы Афонской написана в 2021 году.

В заключение хочется высказать благодарность Господу за промыслительную встречу со старцами, которая определила всю мою жизнь. Они стали для меня навсегда образцом христианской и монашеской жизни.